Детство — это деликатный период нашей жизни. Разум ребенка подобен глине, которая формируется под воздействием каждого взаимодействия, с которым он сталкивается, и каждое слово оставляет на ребенке впечатление. И критика, и похвала формируют разум ребенка по-разному. То, как и по каким причинам хвалят ребенка, может повлиять на то, как он воспринимает себя во взрослом возрасте. Следовательно, тип и частота похвалы, получаемой в детстве, имеют большое значение для формирования психики человека.
Психология похвалы
Похвала — это форма положительного подкрепления.
Ребенок узнает, какие действия желательны, а какие нежелательны, через похвалу и наказание. Таким образом, когда ребенка хвалят, это может изменить его восприятие себя и своей роли в обществе. По мнению психологов, занимающихся развитием, похвалы можно разделить на два основных типа.
- Похвала, основанная на личности: они фокусируются на врожденных чертах человека. Например, похвала кого-то за то, что он умный или красивый.
- Похвала, основанная на процессе: они больше акцентируют внимание на усилиях и настойчивости. Например, похвала кого-то за тяжелую работу .
Исследования показывают, что эти два разных типа могут по-разному влиять на ребенка.
Установка на рост против установки на фиксированное мышление:
Результаты исследований психолога Кэрол Дуэк, разработавшей концепции «Growth Mindset и Fixed Mindset», показывают, что дети, которых хвалят за врожденные качества, развивают фиксированное мышление и считают, что их способности неизменны. В результате они могут избегать рисков и трудностей, опасаясь, что совершение ошибок может поставить под угрозу их идентичность, поскольку их хвалили за то, что они всегда были идеальными. С другой стороны, похвалы, основанные на процессе, помогают развить установку на рост, поскольку эти дети получают похвалу за упорный труд, поэтому они развивают более настойчивую и мотивированную личность.
Когда похвала имеет обратный эффект
Хотя похвала направлена на поднятие чьего-либо духа, иногда она приносит больше вреда, чем пользы, особенно в случаях, когда похвала чрезмерна, фальшива или совершенно не соответствует тому, как на самом деле ведет себя человек.
Чрезмерная и условная похвала: две стороны одной медали
Чрезмерная похвала — например, постоянные сообщения о том, что вы великолепны, совершенны или лучше других — может создать нереалистичные ожидания от самих себя. Когда эти взрослые вырастают, они могут чувствовать:
- Тревожность по поводу неудач или критики.
- Им необходимо постоянно самоутверждаться.
- Неудовлетворенность в конкурентных или неоднозначных ситуациях.
И наоборот, условная похвала — похвала только тогда, когда ребенок выполняет определенные стандарты — может сообщать, что любовь и принятие зависят от выполнения. Люди, которые столкнулись с такой динамикой, могут бороться с синдромом самозванца и неуспеваемости в периоды трудностей, с которыми они раньше не сталкивались.
Неопределенная похвала также может быть вредной для ребенка. Такие заявления, как «Молодец» или «Ты лучший», могут ощущаться эмоционально поддерживающими, но не иметь причины для этой похвалы. Детям нужно знать, что они сделали хорошо, чтобы получить это позитивное подтверждение. В противном случае у них может развиться путаница относительно своих способностей или они могут слишком сильно полагаться на внешнюю обратную связь для подтверждения.
Похвала, идентичность и внутренний голос
К тому времени, как мы становимся взрослыми, одобрение или неодобрение, которое мы получили или не получили в детстве, внедряется в наш внутренний голос. Он говорит с нами о нашей повседневной жизни, особенно в периоды стресса , сомнений или неопределенности. Ребенок, воспитанный с внимательным, поддерживающим поощрением, может мягко разговаривать сам с собой о трудностях: «Это тяжело, но я уже переживал тяжелые времена».
Напротив, человек, которого хвалили мало или только за результаты, может вести более негативный внутренний диалог: «Если я потерплю неудачу, я ничто» или «Я чего-то стою, только когда добиваюсь успеха». Этот внутренний голос мотивирует все: от наших карьерных решений и романтических отношений до того, как мы подходим к достижению целей, восприятию комплиментов или справляемся с неудачами.
Разорвать порочный круг: заново научиться хвалить во взрослом возрасте
Хорошая новость в том, что наши внутренние сценарии, даже те, что родом из детства, не высечены на камне. Взрослые могут научиться изменять свой внутренний диалог, переключаясь с производительности или перфекционистских утверждений на более добрые и реалистичные. Терапевтические техники, ведение дневника и сострадательный внутренний диалог — это методы, которые обычно используются для помощи взрослым:
- Определите источник своего внутреннего критика.
- Верните себе ценность усилий, обучения и доброты к себе.
- Подарите себе такую поддержку, которую они, возможно, никогда не получали в детстве.
Для родителей, педагогов или любого, кто находится в положении опекуна, напоминание себе о том, как мы хвалим, может многое сделать. Является ли похвала точной? Основана ли она на усилиях, обучении или ценностях? Способствует ли она исследованию вместо сравнения?
Заключение
Похвала — мощный инструмент. При использовании с мыслью она может питать корни самоуважения, формируя людей, убежденных в своей ценности независимо от достижений и внешней проверки. Однако при неправильном использовании она может создать хрупкую уверенность, которая разбивается под давлением.
Часто задаваемые вопросы
1. Почему тип похвалы так важен в детстве?
Потому что похвала служит ориентиром для того, как дети оценивают себя. Похвала, основанная на личности, формирует веру в фиксированные черты, в то время как похвала, основанная на процессе, поощряет обучение, устойчивость и адаптивность — навыки, которые важнее во взрослой жизни.
2. В чем разница между похвалой, основанной на личности, и похвалой, основанной на процессе?
- Похвала, основанная на личности, фокусируется на том, кем является ребенок (например, «Ты такой умный!»).
- Похвала, основанная на процессе, фокусируется на том, что делает ребенок (например, «Ты хорошо потрудился над этим!»). Последнее способствует развитию мышления роста и долгосрочной уверенности.
3. Может ли чрезмерная похвала быть вредной?
Да. Чрезмерная или неопределенная похвала может создать нереалистичные ожидания и хрупкую самооценку. Это может привести к тревожности, страху неудачи или потребности в постоянном подтверждении во взрослой жизни.
4. Что плохого в том, чтобы говорить «Молодец» или «Ты лучший»?
Эти фразы, хотя и имеют добрые намерения, могут быть слишком расплывчатыми. Детям больше пользы от конкретной похвалы, которая говорит им, что они сделали хорошо, — это помогает им усвоить свои сильные стороны и воспроизводить это поведение.
5. Что такое условная похвала и почему она опасна?
Условная похвала — это когда одобрение дается только после того, как будут достигнуты определенные стандарты. Это может заставить детей почувствовать, что их ценность связана с успехом, что приводит к синдрому самозванца или избеганию трудностей в дальнейшей жизни.
6. Как детская похвала влияет на наш внутренний голос во взрослом возрасте?
То, как нас хвалили — или не хвалили — становится внутренним диалогом. Это может повлиять на то, как мы справляемся со стрессом, неудачами или критикой. Поддерживающая ранняя похвала формирует самосострадание; условная или отсутствующая похвала может привести к резкой внутренней критике.
7. Могут ли взрослые отучиться от вредных привычек похвалы, которые были у них в детстве?
Конечно. С помощью терапии, самосознания, ведения дневника и сострадательного разговора с самим собой взрослые могут переосмыслить свой внутренний диалог и построить более здоровую самооценку, основанную на усилиях, росте и подлинности.