Доступная среда
Общая информация
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в АНО осуществляется в рамках практической реализации государственной политики по обеспечению равных прав на получение образования всеми обучающимися в соответствии с государственными образовательными стандартами на обучение, в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется:
– в группах компенсирующей направленности:
1)по АООП для обучающихся с ОВЗ: программа разрабатывается и реализуется для группы детей с учётом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития, выявленных в ходе комплексного обследования специалистами ППк;
2)по ИОП для обучающихся с ОВЗ: программа разрабатывается и реализуется для конкретного ребенка с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
3)по СИПР: разрабатывается для тех обучающихся, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), с умственной отсталостью (УО);
4)по ИПРА: для детей-инвалидов, проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных в ИПРА (реализация ИПРА).
– в группах комбинированной направленности: при совместном образовании детей с нормотипичным развитием и детей с ОВЗ, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (далее – ООП ДО) адаптированной для детей с ОВЗ (АОП):
1)по АОП: для конкретного ребенка с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития, выявленных в ходе комплексного обследования специалистами ППк;
2)по ИОМ: для конкретного ребенка с ОВЗ, у которого есть сопутствующие основному диагнозу нарушения;
3)по ИПРА: для детей-инвалидов проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных в ИПРА (реализация ИПРА);
– в группах общеразвивающей направленности при совместном образовании детей с нормотипичным развитием и детей с ОВЗ, в соответствии с ООП ДО адаптированной для обучающегося с ОВЗ (АОП)
1) по АОП: для конкретного ребенка с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития, выявленных в ходе комплексного обследования специалистами ППк;
2) по ИОМ: для конкретного ребенка с ОВЗ, у которого есть сопутствующие основному диагнозу нарушения;
3) по ИПРА: для детей-инвалидов, проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных в ИПРА для конкретного ребенка (реализация ИПРА);
- для детей-инвалидов во всех группах без статуса ОВЗ (без выписки ПМПК):
1) по ИПРА: проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных для конкретного ребенка в ИПРА (реализация ИПРА);
2) по ИОП: для конкретного ребенка с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение направлено на:
– систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающего с ОВЗ в динамике его психического развития;
– создание специальных социально-психологических и психолого-педагогических условий для развития личности каждого обучающегося с ОВЗ, успешности их обучения, воспитания, развития и социальной адаптации.
1.4 Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов, является наличие следующих документов:
– для обучающихся с ОВЗ: заключение ПМПК с указанием вида адаптированной образовательной программы и сроков её реализации, согласие родителей (законных представителей);
– для детей-инвалидов: справка МСЭ, подтверждающая наличие у ребёнка инвалидности, копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, с указанием на необходимость психолого-педагогической реабилитации/абилитации, согласие родителей (законных представителей);
1.5 Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
– диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, определение особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, склонностей, потенциальных возможностей, а также выявление причин нарушений в развитии, поведении, трудностей в освоении образовательной программы, социальной адаптации.
– коррекционная и развивающая работа специалистов и воспитателей в соответствии с рекомендациями ПМПК, индивидуальными особенностями психофизического развития обучающихся, выявленными в результате проведения комплексного обследования специалистами ППк детского сада;
– консультирование – оказание консультативной и консультативно-практической помощи участникам образовательных отношений по вопросам обучения, воспитания, развития и социальной адаптации детей «группы риска», с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
– психолого-педагогическое просвещение родителей – формирование потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах развития собственного ребенка.
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в АНО осуществляется в рамках практической реализации государственной политики по обеспечению равных прав на получение образования всеми обучающимися в соответствии с государственными образовательными стандартами на обучение, в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется:
– в группах компенсирующей направленности:
1)по АООП для обучающихся с ОВЗ: программа разрабатывается и реализуется для группы детей с учётом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития, выявленных в ходе комплексного обследования специалистами ППк;
2)по ИОП для обучающихся с ОВЗ: программа разрабатывается и реализуется для конкретного ребенка с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
3)по СИПР: разрабатывается для тех обучающихся, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), с умственной отсталостью (УО);
4)по ИПРА: для детей-инвалидов, проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных в ИПРА (реализация ИПРА).
– в группах комбинированной направленности: при совместном образовании детей с нормотипичным развитием и детей с ОВЗ, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (далее – ООП ДО) адаптированной для детей с ОВЗ (АОП):
1)по АОП: для конкретного ребенка с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития, выявленных в ходе комплексного обследования специалистами ППк;
2)по ИОМ: для конкретного ребенка с ОВЗ, у которого есть сопутствующие основному диагнозу нарушения;
3)по ИПРА: для детей-инвалидов проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных в ИПРА (реализация ИПРА);
– в группах общеразвивающей направленности при совместном образовании детей с нормотипичным развитием и детей с ОВЗ, в соответствии с ООП ДО адаптированной для обучающегося с ОВЗ (АОП)
1) по АОП: для конкретного ребенка с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития, выявленных в ходе комплексного обследования специалистами ППк;
2) по ИОМ: для конкретного ребенка с ОВЗ, у которого есть сопутствующие основному диагнозу нарушения;
3) по ИПРА: для детей-инвалидов, проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных в ИПРА для конкретного ребенка (реализация ИПРА);
- для детей-инвалидов во всех группах без статуса ОВЗ (без выписки ПМПК):
1) по ИПРА: проведение комплекса реабилитационных мероприятий прописанных для конкретного ребенка в ИПРА (реализация ИПРА);
2) по ИОП: для конкретного ребенка с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение направлено на:
– систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающего с ОВЗ в динамике его психического развития;
– создание специальных социально-психологических и психолого-педагогических условий для развития личности каждого обучающегося с ОВЗ, успешности их обучения, воспитания, развития и социальной адаптации.
1.4 Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов, является наличие следующих документов:
– для обучающихся с ОВЗ: заключение ПМПК с указанием вида адаптированной образовательной программы и сроков её реализации, согласие родителей (законных представителей);
– для детей-инвалидов: справка МСЭ, подтверждающая наличие у ребёнка инвалидности, копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, с указанием на необходимость психолого-педагогической реабилитации/абилитации, согласие родителей (законных представителей);
1.5 Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
– диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся, определение особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, склонностей, потенциальных возможностей, а также выявление причин нарушений в развитии, поведении, трудностей в освоении образовательной программы, социальной адаптации.
– коррекционная и развивающая работа специалистов и воспитателей в соответствии с рекомендациями ПМПК, индивидуальными особенностями психофизического развития обучающихся, выявленными в результате проведения комплексного обследования специалистами ППк детского сада;
– консультирование – оказание консультативной и консультативно-практической помощи участникам образовательных отношений по вопросам обучения, воспитания, развития и социальной адаптации детей «группы риска», с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;
– психолого-педагогическое просвещение родителей – формирование потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах развития собственного ребенка.